Методические разработки

Описание опыта работы
Основные направлениями моей работы за последние 5 лет являются: «Введение в процесс обучения физической культуры нетрадиционных методов гимнастики в старших классах – атлетизм, атлетическая гимнастика, стрейчинг и шейпинг», «Профилактика асоциального поведения учащихся методами физической культуры», «Система насчитывания бонусных баллов по предмету физическая культура».
Целью современного физического воспитания является формирование определенных навыков и умений, необходимых для дальнейшей жизнедеятельности, подготовка организма к нормальной здоровой жизни. Основными задачами, решаемыми мной, на уроках по атлетизму у девушек в старших классах является:
1. Улучшение общей физической подготовки.
2. Укрепление здоровья.
3. Гармоничное физическое развитие.
4. Достижение красивых форм тела.
5. Формирование знаний о закономерностях двигательной активности.
6. Формирование знаний о значении занятий физической культурой в будущей трудовой деятельности, о выполнении функций материнства.
7. Заинтересовывать учащихся занятиями спортом вне школы.
                    Методы работы: инновационные, круговая тренировка, поточный, соревновательный, комплексный, игровой; дифференцированный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, уровня физического развития, двигательной активности и пола; использование спортивного инвентаря и оборудования на уроках.
    В работе со старшеклассниками я стараюсь использовать метод индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических качеств с учетом типа телосложения, наклонностей, физической и технической подготовленности.
                  Атлетизм (атлетическая гимнастика) можно отнести к нетрадиционным видам гимнастики. Несомненно, использование упражнений нетрадиционной гимнастики на уроках физической культуры в школе придает уроку новую эмоциональную окраску, способствует его оживлению, повышает интерес учащихся, дает определенные знания и умения в использовании этих средств, в самостоятельных занятиях дома, профилактике болезней и улучшении здоровья после окончания школы. Существует много методов, которые позволяют развивать необходимые силовые качества и распределяются согласно режиму мышечной деятельности и разными способами нагрузки. К основным -  можно отнести метод максимальных нагрузок и метод повторных нагрузок. Опираясь на теорию С.А.Сычева, я использую различные методы в процесс обучения физической культуре в старших классах:
- изометричный метод используется для развития силы опоры мышц в нормальном положении;
- метод раздельной тренировки использую, т.к. атлетизмом учащиеся занимаются непостоянно, с целью адаптации к нагрузкам.                                                                                                                                                               
                   Нужно разделить проработку групп мышц на разные занятия – на верхние и нижние мышцы частей тела;
- читинг (разновидность плиометрического метода) используется для развития максимальной силы мышц. Заключается в объединении работы преодоления и уступчивости мышц в режиме сокращения и свободного опускания;
- метод изоляции (разновидность определенной проработки мышц) использую для «шлифовки» отдельных мышц и мышечных групп, их объема и рельефа.
  К главным принципам проведения уроков по атлетизму можно отнести следующие:
  а) постепенность -  нагрузки должны увеличиваться постепенно;
  б) повторения – основные системы организма ( кровообращение, дыхание и  т.д.) развиваются только в процессе постоянного и  
     постепенного  повторения, именно это облегчает адаптацию организма к новым   условиям;
  в) прогрессивность, т.е. постоянное расширение возможностей  занимающихся;
  г) постоянность – упражнения и их соединения повторяются в постоянном   ритмичном цикле;
  д) универсальность. Принцип всестороннего развития связанный с понятием  гармонии. Нужно достигать развития всего  
      комплекса физических    качеств;
  е) индивидуализация. Предусматривает психофизиологические особенности тех, кто занимается, их возраст, состояние здоровья,    
     уровень  тренированности и физической подготовленности.
Я считаю, что уроки основной гимнастики в школе, конечно нужны и должны оставаться, но в 10 -11-х классах необходимо вносить в процесс обучения что-то новое, более интересное и современное. Это даст возможность максимально заинтересовать старшеклассников, ведь не для кого, не секрет, что в этом возрасте они особое внимание уделяют своей внешности, как писал В.Маяковский «Нет на свете прекрасней одежи, -  чем «бронза мускулов и свежесть кожи».
Мною разработан комплекс гимнастических упражнений, который способствует формированию красивой фигуры, повышению жизненного тонуса, укреплению здоровья.
В последнее время все актуальней становится вопрос влияния физического воспитания на личностные установки человека и на его отношение к окружающим. Ведь с помощью занятий физической культурой и спортом можно проводить профилактику асоциального поведения (алкоголизм, табакокурение, наркомания) детей и молодежи. Об этом пишут в газетах, говорят по радио и по телевизору, в правительстве проводят круглые столы, посвященные обсуждению этой темы.
Жизненный опыт показывает, что средства физической культуры и спорта способствуют комплексному решению проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования подрастающего поколения, формированию положительного морально-психологического климата в обществе. Физическая культура и спорт, являясь превентивными средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику не только различных заболеваний и вредных привычек, но и асоциального поведения молодежи.
Вышеизложенное определяет необходимость нахождения путей противостояния асоциальному поведению  детей, подростков и молодежи, используя все возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную сферу деятельности, как физическая культура и спорт (ФКС), которая как социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся личности и обеспечивает ее успешную социализацию.
Являясь основным видом общечеловеческой культуры, физическая культура приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.
Физкультура в школе в старших классах, осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания. Физкультура  в  старших классах должна включать обучение основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля, формировать привычку к занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь,  воспитать ориентацию на здоровый образ жизни, стимулировать человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Привлекая учащихся к занятиям спортом,  как на уроке,  так и во внеурочное время, можно тем самым изменить направленность личности, ограничить свободное время школьника, дать возможность  поверить в свои физические способности. Для реализации этих задач пристальное внимание на уроке физкультуры уделяю ученикам группы риска. Список таких учеников определяется после беседы с классным руководителем и заместителем директора по УВР. Систематическая работа в этом направлении, а также применение кредитно-бонусной системы оценивания позволили достичь высоких результатов: высокая посещаемость уроков физкультуры, результативность участия к районных соревнованиях, конкурсе «Казацкий гарт», высокая занятость учеников школы в спортивных секциях во внеурочное время.

После прохождения курсов повышения квалификации в своей работе стала широко использовать  систему начисления бонусных баллов по предмету. Эта система позволяет объективно оценивать учеников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность  получить  более высокую оценку за счет систематического посещения уроков, прирост результатов в сравнении с началом учебного года, участие в спортивных мероприятиях школы, написание творческих работ по физкультуре. Эта система с одной, стороны дисциплинирует, а с другой – дает возможность более слабым физически ученикам повысить свой результат за счет посещаемости и написания творческих работ.


МЕТОДЫ РАБОТЫ

•Оптимизация УВП путем использования инновационных методов (информационно-технические средства).
• Круговая тренировка;
•Поточный;
•Соревновательный;
•Комплексный;
•Игровой
•Дифферецированный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, уровня физического развития, двигательной активности и пола.
•Использование спортивного инвентаря и оборудования на уроках 


Соревнования по настольному теннису



Методические разработки



1. Внедрение нетрадиционных видов гимнастики в процессе обучения.

2. Цикл уроков по теме: «Атлетизм».

3. Разработка системы начисления бонусных баллов по предмету «Физическая культура».