Описание
опыта работы
Основные
направлениями моей работы за последние 5 лет являются: «Введение в процесс
обучения физической культуры нетрадиционных методов гимнастики в старших
классах – атлетизм, атлетическая гимнастика, стрейчинг и шейпинг», «Профилактика асоциального поведения учащихся методами физической культуры», «Система насчитывания бонусных баллов по предмету физическая культура».
Целью современного физического
воспитания является формирование определенных навыков и умений, необходимых для
дальнейшей жизнедеятельности, подготовка организма к нормальной здоровой жизни.
Основными задачами, решаемыми мной, на уроках по атлетизму у девушек в старших
классах является:
1.
Улучшение общей физической подготовки.
2.
Укрепление здоровья.
3.
Гармоничное физическое развитие.
4.
Достижение красивых форм тела.
5.
Формирование знаний о закономерностях двигательной активности.
6.
Формирование знаний о значении занятий физической культурой в будущей трудовой
деятельности, о выполнении функций материнства.
7.
Заинтересовывать учащихся занятиями спортом вне школы.
Методы работы: инновационные,
круговая тренировка, поточный, соревновательный, комплексный, игровой; дифференцированный
подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, уровня физического развития, двигательной
активности и пола; использование спортивного инвентаря и оборудования на уроках.
В работе со старшеклассниками я стараюсь использовать метод
индивидуальных заданий, дополнительных упражнений, заданий по овладению
двигательными действиями, развитию физических качеств с учетом типа
телосложения, наклонностей, физической и технической подготовленности.
Атлетизм (атлетическая гимнастика) можно отнести к нетрадиционным видам
гимнастики. Несомненно, использование упражнений нетрадиционной гимнастики на
уроках физической культуры в школе придает уроку новую эмоциональную окраску,
способствует его оживлению, повышает интерес учащихся, дает определенные знания
и умения в использовании этих средств, в самостоятельных занятиях дома,
профилактике болезней и улучшении здоровья после окончания школы. Существует
много методов, которые позволяют развивать необходимые силовые качества и
распределяются согласно режиму мышечной деятельности и разными способами
нагрузки. К основным - можно отнести
метод максимальных нагрузок и метод повторных нагрузок. Опираясь на теорию
С.А.Сычева, я использую различные методы в процесс обучения физической культуре
в старших классах:
- изометричный
метод используется для развития силы опоры мышц в нормальном положении;
- метод
раздельной тренировки использую, т.к. атлетизмом учащиеся занимаются
непостоянно, с целью адаптации к нагрузкам.
Нужно разделить проработку групп мышц на разные занятия – на верхние и
нижние мышцы частей тела;
- читинг (разновидность
плиометрического метода) используется для развития максимальной силы мышц.
Заключается в объединении работы преодоления и уступчивости мышц в режиме
сокращения и свободного опускания;
- метод
изоляции (разновидность определенной проработки мышц) использую для
«шлифовки» отдельных мышц и мышечных групп, их объема и рельефа.
К главным принципам проведения уроков по атлетизму можно отнести
следующие:
а)
постепенность - нагрузки должны
увеличиваться постепенно;
б)
повторения – основные системы организма ( кровообращение, дыхание и т.д.)
развиваются только в процессе постоянного и
постепенного
повторения,
именно это облегчает адаптацию организма к новым условиям;
в)
прогрессивность, т.е. постоянное расширение возможностей занимающихся;
г)
постоянность – упражнения и их соединения повторяются в постоянном ритмичном
цикле;
д)
универсальность. Принцип всестороннего развития связанный с понятием гармонии.
Нужно достигать развития всего
комплекса
физических качеств;
е)
индивидуализация. Предусматривает психофизиологические особенности тех, кто
занимается, их возраст, состояние здоровья,
уровень тренированности
и физической подготовленности.
Я считаю, что уроки основной
гимнастики в школе, конечно нужны и должны оставаться, но в 10 -11-х классах
необходимо вносить в процесс обучения что-то новое, более интересное и
современное. Это даст возможность максимально заинтересовать старшеклассников,
ведь не для кого, не секрет, что в этом возрасте они особое внимание уделяют
своей внешности, как писал В.Маяковский «Нет на свете прекрасней одежи, - чем «бронза мускулов и свежесть кожи».
Мною разработан комплекс
гимнастических упражнений, который способствует формированию красивой фигуры,
повышению жизненного тонуса, укреплению здоровья.
В последнее время все актуальней
становится вопрос влияния физического воспитания на личностные установки
человека и на его отношение к окружающим. Ведь с помощью занятий физической
культурой и спортом можно проводить профилактику асоциального поведения
(алкоголизм, табакокурение, наркомания) детей и молодежи. Об этом пишут в
газетах, говорят по радио и по телевизору, в правительстве проводят круглые
столы, посвященные обсуждению этой темы.
Жизненный опыт показывает, что
средства физической культуры и спорта способствуют комплексному решению
проблемы повышения уровня здоровья населения, воспитания и образования
подрастающего поколения, формированию положительного морально-психологического
климата в обществе. Физическая культура и спорт, являясь превентивными
средствами поддержания и укрепления здоровья, в силах обеспечивать профилактику
не только различных заболеваний и вредных привычек, но и асоциального поведения
молодежи.
Вышеизложенное определяет
необходимость нахождения путей противостояния асоциальному поведению детей, подростков и молодежи, используя все
возможные средства, имеющиеся в распоряжении общества, включая такую важную
сферу деятельности, как физическая культура и спорт (ФКС), которая как
социально значимый вид деятельности отвечает потребностям формирующейся
личности и обеспечивает ее успешную социализацию.
Являясь основным видом общечеловеческой
культуры, физическая культура приводит к оптимизации физического состояния и
развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе
рационализации и эффективного использования его собственной двигательной
активности в сочетании с другими культурными ценностями.
Физкультура в школе в старших
классах, осуществляется в более многообразных формах. Эти формы взаимосвязаны,
дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического
воспитания. Физкультура в старших классах должна включать обучение
основам психорегуляции, закаливания, массажа и самоконтроля, формировать привычку к
занятиям физкультурой на всю оставшуюся жизнь, воспитать
ориентацию на здоровый образ жизни, стимулировать
человека к дальнейшим занятиям физкультурой, в том числе и самостоятельно.
Привлекая учащихся к занятиям
спортом, как на уроке, так и во внеурочное время, можно тем самым
изменить направленность личности, ограничить свободное время школьника, дать
возможность поверить в свои физические
способности. Для реализации этих задач пристальное внимание на уроке
физкультуры уделяю ученикам группы риска. Список таких учеников определяется
после беседы с классным руководителем и заместителем директора по УВР.
Систематическая работа в этом направлении, а также применение кредитно-бонусной
системы оценивания позволили достичь высоких результатов: высокая посещаемость
уроков физкультуры, результативность участия к районных соревнованиях, конкурсе
«Казацкий гарт», высокая занятость учеников школы в спортивных секциях во
внеурочное время.
После прохождения курсов повышения
квалификации в своей работе стала широко использовать систему начисления бонусных баллов по
предмету. Эта система позволяет объективно оценивать учеников с учетом их
индивидуальных особенностей, дает возможность
получить более высокую оценку за
счет систематического посещения уроков, прирост результатов в сравнении с
началом учебного года, участие в спортивных мероприятиях школы, написание
творческих работ по физкультуре. Эта система с одной, стороны дисциплинирует, а
с другой – дает возможность более слабым физически ученикам повысить свой
результат за счет посещаемости и написания творческих работ.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
•Оптимизация УВП путем использования инновационных методов (информационно-технические средства).
• Круговая тренировка;
•Поточный;
•Соревновательный;
•Комплексный;
•Игровой
•Дифферецированный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, уровня физического развития, двигательной активности и пола.
•Использование спортивного инвентаря и оборудования на уроках
Методические разработки
1. Внедрение нетрадиционных видов
гимнастики в процессе обучения.
2. Цикл уроков по теме:
«Атлетизм».
3. Разработка системы начисления бонусных
баллов по предмету «Физическая культура».